Главная » 2019»Ноябрь»10 » Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики | Новости
11:51
Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики | Новости
Разбирательства «Газпрома» и «Нафтогаза» в международных арбитражных инстанциях приобрели хронический характер и будут продолжаться еще значительное количество времени – считает кандидат юридических наук, доцент МГИМО Николай Топорнин.
Стокгольм стал стандартным местом встречи «Газпрома» и «Нафтогаза»" data-author="pixabay.com" data-owner=" " Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики">
«Нафтогаз» готовится к новому раунду разбирательств
Дело в том, что данные украинской государственной системы публичных закупок ProZorro свидетельствуют о том, что компания «Нафтогаз» уплатит 8 млн евро за предоставление своих интересов в международном коммерческом арбитраже и 10 млн евро за юридическую поддержку в национальных юрисдикциях по принудительного исполнению ранее принятых решений.
Здесь имеется в виду известное решение Стокгольмского арбитража.
Примечательно, что сопровождение «Нафтогаза» осуществляет норвежская юридическая компания Wikborg Rein Advokatfirma, которая уже получила с «Нафтогаза» порядка 40 млн долларов за предоставленные ранее услуги. При этом, это явно не предел, поскольку борьба «Газпрома» и «Нафтогаза» в ближайшие годы продолжится в различных международных инстанциях.
Во-первых, это судьба второго решения Стокгольмского арбитража, которое назначило «Газпрому» штраф в размере 4,6 млрд долларов, что автоматически сожгло старый долг «Нафтогаза» в 2 млрд долларов и сформировало общую задолженность в 2,56 млрд долларов.
«Газпром» в настоящий момент пытается оспорить это решение в городском суде Стокгольма, но дело в том, что национальная юстиция Швеции не может отменить решение шведских арбитров исключительно по причине его явной заинтересованности – аналогичное требование со стороны отечественной компании тогда не было признано, а только по процессуальным обстоятельствам.
Норвежская компания получает солидное финансирование" data-author=" " data-owner="pixabay.com" Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики">
«Нафтогаз» продолжает строить потемкинские деревни
Во-вторых, украинцы продолжают судиться с «Газпромом» по тарифу на транзит газа, а, в-третьих, пытаются выбить себе новый контракт на предоставление подобных услуг. Главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко даже договорился до того, что Стокгольмский арбитраж может взыскать с «Газпрома» неустойку и в случае отказа Москвы от продолжения транзита газа через Украину.
Украинцы требуют от «Газпрома» неустойку в 11,58 млрд долларов за пересмотр транзита газа, причем данное требование уже один раз отклонялось Стокгольмским арбитражем, но теперь юристы «Нафтогаза» изыскали очередное основание для спора.
Благодаря этому Витренко заявил, что после 2021 года, когда транзит газа через Украину остановится, Киев якобы должен получить 12 млрд долларов компенсации, причем какой-либо логики кроме популизма в данном изречении установиться нельзя.
При этом, позиция России прозрачна – ее озвучил президент РФ Владимир Путин, который отметил, что транзит газа территорию Украины возобновится только после того, как будут урегулированы коммерческие споры между «Газпромом» и «Нафтогазом», а это означает отмену решения Стокгольмского арбитража и конструктивную позицию Киева по тарифам на транзит.
Главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко" data-author="Ukrainian Real Estate Club " data-owner="facebook.com" Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики">
Украина заняла неконструктивную позицию
Другой вопрос, что судебная борьба с «Газпромом» стала для «Нафтогаза» политическим заказом со стороны украинской власти, что мы и видим по данному контракту с норвежскими юристами, поэтому конструктива от Киева ждать уже не приходится.
«Практика привлечения ведущих европейских юридических фирм к разбирательствам в Стокгольмском арбитраже является довольно-таки распространенной, и к ней часто прибегают. Это можно сказать не только про «Нафтогаз», но и про «Газпром», который в рамках подобных дел нанимает не российских специалистов, а пользуется услугами иностранцев», - констатирует Топорнин.
Как замечает эксперт, эти приготовления говорят о том, что «Нафтогаз» не теряет надежд на то, чтобы что-то здесь «выморщить» от «Газпрома» по транзитным условиям, а также добиться каких-то успехов в рамках дальнейших разбирательств в Европе.
«Что касается цены на подобные услуги, то здесь сложно судить, поскольку их стоимость носит индивидуальный характер, но когда речь идет о 12 млрд долларов данный контракт на 18 млн долларов не выглядит аномально», - заключает Топорнин.
Кандидат юридических наук, доцент МГИМО Николай Топорнин" data-owner="ФБА " Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики">
Данная история будет иметь продолжение
По словам Николая Борисовича, «Газпром» подал документы на разрыв всех базовых контрактов с «Нафтогазом», которые были подписаны в 2009 году, включая и знаменитый договор на транзит российского газа через территорию Украины.
«Впрочем, это не приведет к денонсированию решения Стокгольмского арбитража по штрафу «Газпрома», поскольку в международном частном праве не существует обратной силы, и с этим положением нам придется считаться», - резюмирует Топорнин.
Проблема Стокгольмского арбитража упирается в то обстоятельства, что апелляция в городском суде Стокгольма основана на процессуальных, а не на материальных требованиях, что значительно снижает шансы «Газпрома». Это также говорит, что российской компании нужно готовиться к очень сложным и тяжелым разбирательствам в национальных юрисдикциях Европы.
«У нас, впрочем, есть опыт подобных процедур, поэтому в «Газпроме» прекрасно знают, насколько все это серьезно, и какие риски это несет для отечественной компании. И это позволяет надеяться на лучшее», - констатирует Топорнин.
Позиция Украины носит политизированный характер" data-author="" data-owner="aydar.com.ua" Газовый суд с Россией стал для Украины частью внешней политики">
Кроме того, здесь нельзя рассчитывать на компромисс, который в нормальных условиях и является оптимальным способом урегулирования подобных споров, учитывая резкую политизированность украинской стороны.
«Это логично, поскольку «Газпром» и «Нафтогаз» являются государственными компаниями, и на них отражается все эта политическая риторика, которая сегодня существует в отношениях России и Украины», - заключает Топорнин.