Первый замруководителя аппарата правительства России Сергей Приходько заявил, что Россия готова сохранить транзит газа через территорию Украины только на экономически рентабельных условиях и в случае урегулирования всех споров между «Газпромом» и «Нафтогазом» на справедливых условиях.
Украина не планирует выполнять эти условия. «Нафтогаз» и правительство Украины уже четко заявили, что они не пойдут на комплексную сделку по транзиту, и рассматривают новый контракт на транзит как отдельный предмет для переговоров. На мой взгляд, на Украине сегодня нет политической фигуры, которая могла бы взять на себя ответственность за отказ от требований к «Газпрому» по решению Стокгольмского арбитража, и вряд ли такая фигура появится после июльских выборов в Раду.
Так что украинской переговорной группе, кто бы в нее ни входил, будет очень сложно договориться, потому что у Украины достаточно жесткая и негибкая позиция. Это во многом связано с тем, что они намерены придерживаться стандартного контракта на транспортировку газа, который они законодательно утвердили в 2015 году. В этом смысле у России гораздо более гибкая позиция, более высокая договороспособность.
В целом Украина рассчитывает, что Евросоюз в качестве арбитра как-то урегулирует это противоречие, но пока сложно понять, как может это сделать Еврокомиссия, тем более что еще пока не ясно, кто будет новым еврокомиссаром по энергетике. Так что неопределенности тут много.
При этом в 2020-2021 годах мы будем вынуждены сохранить транзит значительных объемов газа через Украину, потому что у «Газпрома» просто нет других вариантов для доставки газа потребителям в Европе. Даже если Дания согласует строительство «Северного потока — 2» в своих водах, если не будет задержки с «Турецким потоком», транзит через Украину придется сохранить.
Если все получится, то с 2022 года объем транзита может резко упасть, и с 2024 года он может упасть до нуля чисто теоретически, хотя вряд ли мы на это пойдем. Поэтому нельзя сказать, что на переговорах по транзиту у нас совсем развязаны руки. Компромисс может быть достигнут путем заключения краткосрочных контрактов на транзит, месячных или даже квартальных, это вполне нормальное решение, однако Украина продолжает настаивать на заключении многолетнего контракта.
|