Комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект Минфина о запуске с 2019 года бюджетного правила, не позволяющего наращивать госрасходы за счет излишков нефтяных доходов. Ко второму чтению правительство может внести поправку об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
«Предельный объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ, прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов и прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга», — гласит принцип бюджетного правила. Оно заработает с 2019 года.
Такой способ определения предельных расходов позволяет обеспечить бездефицитный бюджет на первичном уровне: в 2019 году дефицит бюджета должен снизиться до 0,9% ВВП и до 0,8% в 2020 году.
Заложенная в бюджете цена барреля нефти марки Urals устанавливается на уровне $40 на 2017 год и подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года.
Также законопроект устанавливает возможность использования средств Фонда национального благосостояния для пополнения Резервного фонда с целью финансирования дефицита. В этом плане полномочия правительства никак не расширяются, отметил замминистра финансов Владимир Колычев: «объем перечислений будет утверждаться законом о бюджете» Госдумой.
Колычев рассказал, что объединение резервов может пройти по двум вариантам: либо в рамках поправки о консолидации средств фондов ко второму чтению данного законопроекта, либо в рамках действующей редакции законопроекта устанавливать объем перечислений из ФНБ в Резервный фонд.
Ранее министр финансов Антон Силуанов объявил о решении объединить фонды с 2018 года. Резервный фонд будет исчерпан в 2017 году, в 2018 году его планировалось пополнить 623 млрд руб. средств от покупки валюты, приобретаемой Минфином при превышении расчетной цены за нефть.
Поправки ограничивают заимствования уровнем расходов по обслуживанию долга. В целях недопущения замещения средствами резервов недобора источников финансирования или доходов, не связанных с отклонением цен на нефть, уровень заимствований будет корректироваться на соответствующую величину. В ситуации, когда курс будет крепче прогнозируемого, будет происходить рост заимствований, а в условиях неблагоприятной конъюнктуры — снижение.
На период 2018 года устанавливаются переходные положения бюджетного правила, согласно которым объем расходов казны не может превышать сумму ненефтегазовых и нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозной цены на нефть и экспортной пошлины на газ, расходов на обслуживание долга плюс 1% ВВП.
|