Главной целью широкой модернизации отечественной нефтеперерабатывающей промышленности, которая осуществляется в настоящее время, является переход на стандарты Евро-5. Данные нормативы определяют, в первую очередь, экологические требования к горючему. Но они не регламентируют важнейшее потребительское качество топлива, хорошо известное любому автолюбителю, – октановое число (ОЧ). К чему это приводит? В погоне за евростандартами российские НПЗ один за другим рапортуют о переходе на Евро-4 и Евро-5, но при этом доля высокооктановых бензинов, выпускаемых в стране, по прежнему остается крайне низкой.
Добиться повышения октанового числа можно двумя путями. Первый из них – существенная модернизация производства. Но одновременно переходить на евростандарты и увеличивать ОЧ – под силу далеко не каждому предприятию. Поэтому многие заводы идут по второму пути – вносят в топливо добавки, самая распространенная из которых – N-метиланилин (ММА).
Однако начиная с 2016 г. в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза на территории РФ будет полностью запрещено использование ММА. В результате многие отечественные НПЗ лишатся возможности выпускать бензины с октановым числом 95 и более. Мнения нефтяных компаний по поводу ММА разделись: одни считают его ядом и полностью отказались от его использования, другие заявляют о его полной безопасности и предупреждают, что отказ от него приведет как минимум к повышению себестоимости производства горючего. Острая дискуссия на эту тему развернулась на конференции "Топливные присадки-2014", организованной компанией CREON Energy.
В октябре 2011 г. между ведущими российскими ВИНК, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены четырехсторонние соглашения, которые предусматривали строительство и модернизацию 88 установок. В том числе 40 установок по облагораживанию бензина, 30 – по выпуску высококачественного дизельного топлива и 18 углубляющих переработку нефти (каталитический крекинг и гидрокрекинг). Хотя реализация ряда проектов была впоследствии перенесена на более поздние сроки, в целом условия этих соглашений выполняются. Но, несмотря на это, по одной из важнейших качественных характеристик бензина – октановому числу – прогресса почти не заметно.
Как отмечает заместитель генерального директора ВНИИ нефтепереработки Александр Данилов, сегодня среднее ОЧ бензина в России равняется 93. То есть если большинство заводов (хотя и не все) справляется с выпуском А-92, то производить А-95 значительная часть НПЗ уже не может. Это обусловлено недостаточными объёмами выработки высокооктановых компонентов, таких как продукты каткрекинга, алкилаты и изомеризаты. Пока что ситуацию спасает бензин каталитического риформинга, имеющий октановое число 95 (сейчас на него приходится более половины вырабатываемых в РФ бензинов). Но его доля будет сокращаться, поскольку евростандарты требуют уменьшения содержания в горючем ароматики, а в бензине каталитического риформинга её как раз достаточно много.
Между тем, по мере улучшения качества отечественного автомобильного парка потребность в бензинах с октановым числом 95 и выше будет возрастать. Как же увеличить их производство? Один из самых простых путей – применение металлических антидетонаторов на базе железа и марганца. Но в России действует запрет на их использование. Поэтому остаётся три варианта решения данной проблемы.
Первый вариант – расширение использования эфиров. Как отмечает заведующая лабораторией присадок к бензинам ВНИИ НП Тамара Климова, в соответствии с ГОСТами и требованиями техрегламента ТС, в бензины можно добавлять до 15% (об.) эфиров. В России действует целый ряд предприятий по их производству.
Наибольшие объёмы производства приходятся в нашей стране на метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Он вырабатывается на 13 заводах. В последнее время наметилась тенденции к активному наращиванию его выпуска. Однако этому препятствует дефицит исходного сырья – изобутилена. Поэтому планируется строительство ряда установок каталитического крекинга, пиролиза и дегидрирования изобутана, ориентированных на расширение производства изобутилена.
А вот за рубежом к МТБЭ относятся очень скептически. В частности, в США он полностью запрещён, поскольку было зарегистрировано несколько случаев его проникновения в грунтовые воды с соответствующими негативными последствиями для окружающей среды. В Западной Европе применение этого продукта не запрещено, но ограничено, что приводит к постепенному сокращению его потребления. Эксперты отмечают ряд негативных физико-химических свойств МТБЭ: низкая температура кипения, высокое давление насыщенных паров, высокая испаряемость при транспортировке и хранении. Однако в России, ввиду ограниченности производства оксигенатов других типов, МТБЭ имеет перспективы дальнейшего широкого применения.
Наибольшей эффективностью среди эфиров, которые используются в качестве октаноповышающей добавки, обладает этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ). Сейчас в странах Западной Европы и в США ряд предприятий переходит с выпуска МТБЭ на ЭТБЭ за счёт замены сырья – метилового спирта на этиловый. В России же компания "Ярсинтез" разработала технологию получения данного вещества путём реакции взаимодействия изобутилена и этилового спирта. ЗАО "Титан" планировало создание мощностей по выпуску ЭТБЭ проектной мощностью 330 тыс. т в год, однако к настоящему времени данный проект пока не реализован.
Получает широкое распространение и другой эфир – метилтретамиловый (МТАЭ). Он вырабатывается на Московским и Уфимском НПЗ, а также на "ТАИФ-НК". В 2012 г. был осуществлён успешный запуск производства МТАЭ на "САНОРСе" с проектной мощностью в 300 тыс. т в год.
Дизопропиловый эфир (ДИПЭ) является побочным продуктом при производстве изопропилового спирта. Он выпускается в России в незначительных объёмах – 1,1 тыс. т в год.
Второй вариант повышения октанового числа бензинов – использование этанола. Его преимущества заключаются в том, что он малотоксичен и его можно получать из возобновляемого сырья. Производители автомобильной техники рекомендуют применение этого оксигената в количестве до 10% (об.) без перерегулировки двигателя.
Наконец, третий вариант – использование ароматических аминов (ММА). Именно по этому пути и идёт большинство наших НПЗ. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, допускается добавление данного компонента в концентрации до 1% (об.) в бензины классов 3 и 4. Однако при производстве горючего класса 5 применение N-метиланилина запрещено. Но с 2016 г. Россия должна полностью перейти на стандарты Евро-5, и, значит, отечественные НПЗ уже не смогут использовать ММА. Проще говоря, сочетание международных и доморощенных стандартов создало ловушку для отечественной переработки. В результате N-метиланилину осталось жить на отечественном рынке чуть больше года. Но не преждевременно ли его "казнить"?
Полный текст читайте в №10 "Нефти России".
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
Ситуацию в российской нефтяной отрасли можно назвать весьма неопределённой. С одной стороны, она в последние годы демонстрирует рекорды по объёмам добычи. Наконец-то удалось обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Низкие цены на углеводороды оказали серьёзное воздействие на реализацию морских нефтегазодобывающих проектов. Падение котировок стало причиной жёсткого курса добывающих компаний на сокращение издержек, что негативно повлияло на нефтесервисных игроков, а также производителей промыслового оборудования. Однако с начала 2017 года этот бизнес быстро восстанавливается. Одобрена реализация нескольких крупных проектов. В период 2018-2021 годов прогнозируется пуск в эксплуатацию целой обоймы новых мощностей по добыче нефти и газа на морских акваториях.
|